Статьи



Статьи

Виноделие – самое любимое ремесло в древней и современной  Болгарии

Виноделие – самое любимое ремесло в древней и современной Болгарии

Терпкое, гармоничное и темпераментное болгарское вино настолько глубоко отражает дух Болгарии, сущность ее народа, что кажется они были связаны всегда. Как ни странно история это подтверждает…

Болгария – страна, согретая и обласканная божьим дыханием, где произрастают все овощи и фрукты, а нарядная вьющаяся лоза растет во всех ее закоулках .

Поэт (Яворов) сказал лучше: «Бог вздохнет, ветер подует – вьется кудрявая лоза…» И так с самых старых времен …

Культ и   поклонение вину ведет свое начало с времен древних траков –племен населявших землю сегодняшней Болгарии .

С тех времен в питье вина есть что-то ритуальное и божественное. Это общение с богами и ангелами.

Вино имеет и своего бога – Диониса, которому и приносились винные жертвы.

Известно, что даже Александр Македонский в Дионисовом храме, который находился под городом Асеновградом, принес «винную жертву». Но еще раньше до этого, тракийцы были посвящены в секреты виноделия.

Не напрасно культивирование лозы приписывается тракийцу Евмолпию. Так, во всяком случае, утверждает римский историк Плиний Старпо.

О тракийском вине, которое доставляли кораблями к осажденной Трои поет и Омир в «Иллиаде»:

«Твой стол полон вина

арги приносят его ежедневно

от тракиян на кораблях своих»

Как извлекали сок из винограда?

Способом, который сохранился до сегодняшних дней и представляет собой древний ритуал – путем топтания.

На обнаруженном несколько лет назад каменном барельефе изображены два ангела, которые топчут виноград, насыпанный в чаны.

Любопытно заметить, что эта технология сохранялась у нас до конца 30-х годов, когда в чаны влезали голые мужчины и женщины и путем топтания ногами начинался процесс выдавливания виноградного сока. Этот романтичный способ длился столетиями и только к концу 30-х годов   после многих наказаний и штрафов это «варварство» в конце концов было запрещено и стали использовать винные пресса.

Но традиция сохранилась и до настоящего времени .

Начало сезона сбора урожая – это большой праздник в Болгарии.

И хотя везде винодельческие хозяйства перешли к промышленному способу обработки винограда с использованием винофикаторов, в одном из винных поместьев Болгарии под городом Пловдивом – в Villa Vinifera сохранена старая традиция: виноград собирается только в деревянные чаны емкостью 20-25 тонн. Несмотря на использование современных технологий в обработки винограда – древние традиции остаются в почете.

Женщины и мужчины в нарядных белых одеждах, танцуя и веселясь, топчут босыми ногами первые виноградины под звуки народных напевов. Тут и вкус вина получается особый.

В поместье Villa Vinifera виноград, проделав свой долгий путь, начиная от деревянного чана и заканчивая его в дубовой бочке, превращается в великолепный, натуральный и экологический элексир , веселящий сердца и ума молодых и старых.

Славяне, которые в 5 веке до нашей эры заселились на балканском полуострове к тракийцам , оказались сообразительными и талантливыми учениками. Они не только научились мастерству виноделия, но и сохранили его до наших дней, сохранив при этом тракийскую терминологию - вино, оцет (уксус), каче (чан), дикал (двурогая мотыга).

С тракийских времен ими унаследованы старые умения, опыт, а также ритуальное поклонение вину.

Вино настолько входит в болгарский быт, что перестает быть только напитком, а воспринимается как божественный дар, превращается во что-то возвышенное, сопричастное с магическими традициями. Определенно заклинательный магический характер имеет ритуал, связанный с «похищением» силы противника, питье вина из черепа врага.

Как не вспомнить о знаменитом диалоге известного болгарского владыки Крума и византийского императора Никифора. В Манасиевой летописи записано: «…и отрезал голову самого императора, инкрустировал ее серебром и золотом, наливал в нее вино и давал болгарам пить.»

Здесь нужно небольшое разъяснение. Речь идет о великом сражении с Византией, где болгарское войско одержало победу, разгромив в пух и прах византийскую армию во главе с императором Никифором, где он и поплатился жизнью. Тут надо дополнить, что это древний обряд, который был в духе того времени и повсеместно встречался у номадских народах.

Все болгарское средневековье проходит под знаком вина. Об этом свидетельствуют бесчисленные записки, летописи, апокрифы, а также заметки иностранцев, побывавших на болгарских землях.

Рыцари в крестовом походе (1204г.) были полностью очарованы болгарским вином, и особенно вином из Станимака (сегодняшний Асеновград – расположен в 20-ти километрах от г. Пловдив).

Местная легенда гласит, что маршал Жофроа дьо Вилардуен обещал, что не разрушит город, если кто-то выпьет на «экс» (не прерываясь) столько вина, сколько уместиться в его шлеме и останется при этом на ногах. Правитель Станимака (Асеновграда) опрокинув шлем , не моргнув глазом выпил все вино до дна, а рыцари зааплодировали «виват, виват!». С этого самого момента начала крепнуть французко - болгарская дружба, подогреваемая густыми тяжелыми великолепными винами.

Интересные свидетельства о болгарском духе и нравах оставил нам турецкий военачальник Лала Шахин Паша, который долго и безуспешно осаждал Софию во второй половине XIV века. В специальной депеше султану он пишет: «Внутри крепости находятся многочисленные гяурские (иноверцы, не мусульмане) отборные войска. Воины слаженные, усатые, на взгляд закаленные в боях, только привыкшие употреблять вино и ракию –одним словом, люди веселые, юморные».

Эта великолепная привычка употреблять вино и ракию сохраняется и в следующих столетиях.

Ламартин говорит о болгарах, что кроме как отличные земледельцы «болгары просто обожают свою землю», они еще честолюбивы и романтичны.

Болгары не представляют свою жизнь без своих виноградников и без бочки вина в своем погребе.

Раковски – великий болгарский полководец, революционер в борьбе с турецким господством, а также поэт, один из первых писавший о болгарском виноделии и о народных традициях в производстве вина, свидетельствует - «В Болгарии редкий случай, чтоб не было у болгарина лозы (виноградника). Это самое любимое занятие. Крестьянин считает себя несчастным и обделенным, если не имеет виноградника».

Цани Гинчев, может быть один из последних болгарских энциклопедистов, чьи исследования болгарского быта и духа не потеряли и сегодня свою прелесть, высказывается с восхищением о пользе вина. Он считает, что благодаря соку, получаемому с лозы, возросла болгарская популяция в эпоху Возрождения (конец турецкого гнета): «… и кроме этого еще можно сказать, что вино очень помогло нашему народу возрасти и сохраниться…

Знаете ли вы, какая польза вина при физическом труде? Этот блаженный сок работает вместе со всем человеческим организмом и духом …».

Всеобщий подъем Болгарии в эпоху Возрождения коснулся и такой тонкой материи, как виноделие. Тогда и появляются первые апостолы земледелия и виноделия, которые способствовали значительному улучшению технологии сотворения вина.

В 1870 г. Дмитрий Смикаров издает книгу «Золотой родник» (Златен извор), в которую включены рецепты, разные способы и советы по производству вина, собранные со всей Болгарии в течение 30 лет.

В 1875 году Григор Начевич – крупный болгарский политик, издает первое болгарское «руководство к приготовлению вина». Самое ценное в нем то, что там был описан не только болгарский опыт, но и французский и австрийский, и это значительно расширило кругозор виноделов.

Он был абсолютно убежден, что болгарские вина обладают всеми   качествами, которые делают их конкурентоспособными на международном рынке и давал советы, как поступить болгарину, который захочет продать свое вино на рынке в Царьграде по хорошей цены, выдав его за «истинное Бордо».

И скоро болгарское вино, высококачественное, прелестное и вкусное, заимствуя международный опыт, новые технологии, и вместе с тем сохраняя тысячелетние традиции, выходит за пределы «сельской бочки» и начинает свой путь по миру. 

Но это уже другая история, с другими героями…  

Борис Кючуков


Возврат к списку