Дежурный сомелье



Дежурный сомелье

Профиль
Личные данные
Дата рождения: 05.01.1985
Интересы: Биология
Дорогие друзья!
Первый тур нашей олимпиады по биологии отличается от последующих тем, что он является заочным: время для подготовки и написания ответов не ограничивается несколькими часами, к тому же можно использовать любую литературу. В этом году вариант заочного тура состоит из двух частей: задачи 1-3 предполагают, прежде всего, работу с литературой, а задачи 4-7 построены так же, как и задачи очных туров (их можно считать тренировочными).
Учащихся, приступающих к решению наших задач, хотелось бы предостеречь от одного типичного заблуждения. Возможность обращаться к литературе при подготовке ответов вовсе не означает, что олимпиадные работы должны напоминать рефераты, а состязание сведется к выяснению того, кто из школьников проявил больше усидчивости и работал в более богатой библиотеке.
Осмысление уже известных фактов - важная часть биологического исследования. Научные проблемы не возникают в готовом виде: "Исходя из перечисленных известных фактов, определить то-то и то-то". Для ученого крайне важно умение собирать необходимую информацию и анализировать ее, проверять разные версии, сопоставляя вытекающие из них выводы с уже установленными свойствами живых организмов. Вот почему на заочном туре вам предложены задачи, для решения которых понадобится согласовывать "полет фантазии" при создании собственных гипотез и анализ фактического материала, найденного в литературе (учебниках, справочниках, энциклопедиях, научно-популярных книгах и др.).
Задачи 1-3 в варианте каждого класса состоят из двух частей - пунктов А и Б. В пункте А требуется ответить на конкретный вопрос о свойствах нескольких организмов, органов или других биологических объектов. После этого в пункте Б нужно сделать выводы: обобщить данные, выдвинуть новые версии и т. п. Мы старались, чтобы решение задач продвинуло вас в понимании ряда важных биологических понятий. Знакомство с ними ценно не только и не столько для успеха на олимпиаде (вовсе не обязательно в задачах второго тура встретятся те же самые понятия), но прежде всего - для расширения ваших знаний. В связи с этим не стоит переживать, если для некоторых объектов, упомянутых в пункте А, вам не удастся найти требуемые сведения. Обычно можно перейти к пункту Б и хорошо с ним справиться, даже не до конца разобрав пункт А.
Внимание! На вторую страницу работы выносятся ответы только на пункт А и только для задач 1-3! При этом достаточно вместо названий организмов, органов или процессов написать их номера в перечне. В ряде случаев названия организмов, приведенные в условиях задач, объединяют несколько биологических видов. Если ответ на поставленный вопрос для разных видов неодинаков, вам следует это указать.
В решении задачи, прежде чем приступать к анализу пункта Б, нужно повторить ответ на пункт А (т. е. текст, вынесенный на вторую страницу работы).
Стремитесь к лаконичности изложения! Переписывание в тетрадь сведений, которые как-то характеризуют рассматриваемый биологический объект, но не помогают получить ответ на конкретный вопрос, не принесет вам никаких дополнительных баллов.
Желаем успехов!
Биология. 9 класс
9-I-1. А. Укажите, имеются ли в перечисленных ниже отрядах млекопитающих животные, которые для того, чтобы благополучно пережить холодное время года: мигрируют в теплые края (I); впадают в спячку (II); делают запасы пищи (III); накапливают энергию в виде жировых отложений (IV).
1) Грызуны; 2) Насекомоядные; 3) Парнокопытные; 4) Рукокрылые; 5) Хищные.
Ответ представьте в виде таблицы, заполнив ее плюсами и минусами.
Б. Объясните, с какими причинами связано наличие минусов в вашей таблице. Какие еще приспособления к холодному времени года, встречающиеся у млекопитающих, вам известны?
9-I-2. А. Приведенный ниже перечень разделите на две группы: растения, у которых в цветках все чашелистики одинаковы, все лепестки одинаковы, все тычинки одинаковы и все пестики тоже одинаковы (если их несколько) (I); растения, в цветках которых наблюдается разнообразие среди каких-либо элементов (II).
1) Акация; 2) арбуз; 3) береза; 4) каштан; 5) клевер; 6) кувшинка; 7) лютик; 8) овес; 9) пастушья сумка; 10) патиссон; 11) подорожник; 12) соя; 13) тюльпан; 14) черешня; 15) чеснок.
Б. Объясните, с чем может быть связана непохожесть друг на друга тех или иных элементов цветков.
(Мы не рассматриваем в задаче случайные нарушения в развитии и повреждения цветков, полагая, что наследственная информация реализуется идеально.)
9-I-3. А. Из приведенного ниже перечня выберите заболевания, которыми человек обычно переболевает лишь один раз в жизни.
1) Аскаридоз; 2) бронхит; 3) ветряная оспа; 4) грипп; 5) дифтерит; 6) коклюш; 7) лейшманиоз; 8) парадонтоз; 9) родильная горячка; 10) СПИД; 11) столбняк; 12) туберкулез; 13) холера; 14) чесотка.
Б. Обоснуйте ответы, данные вами в пункте А. Какими общими свойствами обладают заболевания, которые могут поражать человека: многократно (I); однократно (II)?
9-I-4. Составьте определитель в форме тез и антитез, позволяющий по строению сердца делать вывод о принадлежности данного позвоночного животного к той или иной систематической группе. Постарайтесь не ограничиваться характерными признаками разных классов - рассмотрите также животных, у которых сердце обладает какими-либо специфическими чертами строения.
9-I-5. Вам поручили определить примерное количество представителей разных каст в муравейнике. Самый очевидный способ - устроить поштучный пересчет всех обитателей муравейника, перебирая его содержимое или "выкурив" муравьев наружу. Однако это занятие трудоемкое, да и жизнь в потревоженном муравейнике стабилизируется не скоро. Какие более практичные (для исследователя) и щадящие (для муравьев) способы вы можете предложить?
9-I-6. Вы собираетесь в экспедицию для изучения шуршунчика обворожительного - зверя, который несколько столетий назад был широко распространен, а сейчас стал редким. Ваши предшественники составили подробные карты, отражавшие ареалы этого зверя. А вот современники шуршунчиками интересовались мало; сведения о местах его нынешнего обитания, увы, отсутствуют. Тратить время впустую не хочется; желательно сразу направиться туда, где вероятность встреч с животным наиболее высока. Неясно только, куда именно. Какими данными стоит воспользоваться, чтобы добиться успеха?
Шуршунчика мы, конечно, выдумали. А вполне реальная лошадь Пржевальского оказалась точно в таком же трагическом положении. Сейчас эти лошади обитают только в зоопарках и на строго охраняемых территориях. Последняя достоверная встреча с вольным животным произошла более 30 лет назад. Попытайтесь конкретизировать ваши рассуждения о шуршунчиках и высказать допущения о тех местах, где еще имеются хоть какие-то шансы обнаружить дикую лошадь Пржевальского.
9-I-7. В 70-80-е гг. в СССР активно разрабатывался проект поворота сибирских рек. Предполагалось использовать их для орошения засушливых азиатских регионов страны, существенно сократив "бесполезный слив воды в Арктику". К счастью, до практической реализации этих планов дело так и не дошло, в определенной степени - благодаря активным протестам ученых-экологов. Как вы полагаете, на чем основывалось их негативное отношение к данному проекту?
Биология. 10 класс
10-I-1. А. Из приведенного ниже перечня выберите растения, которые люди выращивают: из семян (I); используя другие способы (II) (укажите, какие именно).
1) Алоэ; 2) ананас; 3) бегония; 4) гладиолус; 5) женьшень; 6) картофель; 7) крыжовник; 8) кукуруза; 9) лен; 10) лимон; 11) малина; 12) рожь; 13) слива; 14) смородина; 15) финиковая пальма; 16) хрен.
Б. Объясните, с чем связана предпочтительность того или иного варианта выращивания разных растений (не только упомянутых в пункте А, но и других).
10-I-2.А. В каких группах позвоночных из приведенного ниже перечня наряду с яйцекладущими встречаются также живородящие организмы?
1) Акулы; 2) бесхвостые земноводные; 3) двоякодышащие рыбы; 4) змеи; 5) карпообразные; 6) крокодилы; 7) лососеобразные; 8) осетровые; 9) скаты; 10) хвостатые земноводные; 11) черепахи; 12) ящерицы.
Б. Объясните, чем отличается живорождение у млекопитающих от живорождения, возникшего в других группах позвоночных. При каких особенностях образа жизни живорождение оказывается полезным?
10-I-3. Врач-кардиолог, общаясь с пациентом, обычно интересуется, какие болезни он перенес.
А. Выберите из приведенного ниже перечня заболевания, которые, по вашему мнению, могут влиять на вероятность появления сердечных болезней и/или тяжесть их протекания.
1) Ангина; 2) бешенство; 3) гемофилия; 4) глаукома; 5) дизентерия; 6) клещевой энцефалит; 7) корь; 8) малярия; 9) подагра; 10) полиомиелит; 11) рассеянный склероз; 12) скарлатина; 13) СПИД; 14) туберкулез; 15) язвенная болезнь.
Б. Обоснуйте ответы, данные вами в пункте А. Объясните, опасность каких сердечных болезней возрастает при тех или иных перенесенных ранее человеком заболеваниях.
10-I-4. Какие меры, по вашему мнению, следует предпринимать, чтобы повысить шансы на успех операции по пересадке органов от человека к человеку?
10-I-5. От чего зависит направление роста корней растения? Очевидно, не только от силы тяжести: ведь тогда все корешки росли бы строго вниз до встречи с препятствием. Предложите гипотезу о том, какие факторы определяют направление роста корней и каковы механизмы их действия на этот процесс. Какие эксперименты понадобятся для проверки различных положений выдвинутой вами гипотезы?
10-I-6. Какая информация требуется, чтобы определить оптимальный вес тела для конкретного человека? Обоснуйте необходимость учета названных вами факторов.
10-I-7. Из записных книжек Кифы Мокиевича:
Наконец-то ученые образумились! Я хорошо помню времена, когда в учебниках, научно-популярной литературе и даже в газетах расхваливали акклиматизацию животных и растений на новых территориях. Нас уверяли, что при правильном подборе вселяемого вида акклиматизация приносит существенную пользу и для народного хозяйства, и для благополучия природных сообществ. Ну хоть теперь поняли, что вмешиваться в такие сложные системы, как биоценоз леса или реки, - занятие вредное и абсурдное. Эти сообщества существуют тысячелетиями, и все необходимые организмы в них уже есть".
Следует ли согласиться с Кифой Мокиевичем или в каких-то случаях акклиматизация (интродукция) все же целесообразна? Можно ли, анализируя итоги акклиматизации некоторого вида, убедительно доказать ее позитивный эффект или же все аргументы будут состоять в том, что вредных последствий заметить не удалось?
Биология. 11 класс
11-I-1. А. Расположите перечисленные ниже сельскохозяйственные стратегии в порядке их появления.
1) Двуполье; 2) залежная система; 3) норфолкский севооборот; 4) подсечно-огневая система; 5) трехполье.
Б. Объясните, в чем состоят преимущества и недостатки разных схем выращивания культурных растений (как упомянутых в пункте А, так и других, известных вам). Можно ли какую-то одну из них считать оптимальной и рекомендовать всем земледельцам?
11-I-2. А. Из приведенного ниже перечня выберите клеточные органоиды, в которых идет синтез: белков (I); углеводов (II); липидов (III); нуклеиновых кислот (IV).
1) Аппарат Гольджи; 2) гладкая эндоплазматическая сеть; 3) лизосома; 4) митохондрия; 5) хлоропласт; 6) шероховатая эндоплазматическая сеть; 7) ядро.
Б. Объясните, какие преимущества дает специализация разных органоидов на проведении разных биохимических реакций и почему эта специализация не является полной. Ваши соображения подтвердите конкретными примерами. Какими соединениями органоиды обмениваются друг с другом и как осуществляется такой обмен?
11-I-3. Как известно, у многих мелких беспозвоночных отсутствует выделительная система (вариант I). Вредные продукты обмена веществ у них просто выделяются через покровы или накапливаются в специальных клетках, которые могут потом покидать организм. В ходе дальнейшей эволюции возникли специализированные органы для выполнения этой функции, причем у одних животных имеется большое число относительно мелких органов выделения (вариант II), а у других - малое количество крупных органов, обычно - два (вариант III).
А. Какие из этих трех вариантов можно встретить в следующих систематических группах?
1) Иглокожие; 2) Кольчатые черви; 3) Круглые черви; 4) Моллюски; 5) Плоские черви; 6) Хордовые; 7) Членистоногие?
Б. Какие преимущества предоставляет животному появление выделительной системы? Можно ли считать оптимальным вариантом ее строения (т. е. вариантом, который выгоден для любого животного, но не у всех, увы, возник) наличие двух парных органов выделения? Ответы обоснуйте.
11-I-4. Составьте перечень известных вам ферментативных реакций и процессов, которые в теле человека не осуществляются, хотя имеют место у других живых существ. Приведите примеры организмов, способных к осуществлению упомянутых вами реакций. (Многостадийные процессы, в которых несколько ферментов работают "по очереди", вы можете в ответе указывать как единое целое, не перечисляя все этапы химических превращений.)
11-I-5. Рецепторы, входящие в состав органов чувств человека, довольно четко делятся на несколько групп с индивидуальной специализацией. Например, на языке расположены рецепторы сладкого, кислого, горького и соленого, среди рецепторов глаза выделяют палочки и три типа колбочек с разными спектральными характеристиками и пр. Вам необходимо выяснить, сколько типов обонятельных рецепторов имеется у собак. Опишите, как вы станете решать эту задачу.
11-I-6. Нарисуйте "пищевую сеть" какого-либо биоценоза: кембрийского периода (I); юрского периода (II). Разумеется, невозможно иметь полное представление о давно исчезнувших природных сообществах. Тем не менее, постарайтесь, чтобы предложенная вами схема обеспечивала нормальное функционирование экосистемы и при этом соответствовала палеонтологическим данным.
11-I-7. Только для Вас бесплатно Доклады,
шпаргалки и
сочинения
Отставной поручик Чебурков устроился на работу директором национального парка Большие Чебурки. Поскольку парк издавна славился копытными, новый директор относился к ним очень трепетно. В ответ даже на незначительные изменения численности копытных принимались оперативные меры - ведь подведомственная территория может прокормить лишь определенное количество животных. Лишних копытных срочно отлавливали и выпускали за пределами парка, а недостающих покупали и привозили в Большие Чебурки.
Когда Чебуркова уволили с работы и посоветовали хотя бы немножко поучить биологию, он был крайне возмущен. Объясните, какие неблагоприятные последствия могла вызвать столь своеобразная забота о животных.

Информация о работе
Компания: http://5fan.ru/wievjob.php?id=19617
Должность, Отдел: Редактор с обязанностью модератора и контент-менеджера, Бесплатные рефераты